Ипатовский муниципальный округ
Официальный сайт администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края

Сарматская принцесса

Долгое время исторические повествования о территории Ипатовского района основывались только на периоде XIX-XX в.в., который оставил после себя массу письменных документов и свидетельств человеческого бытия. Более ранняя жизнь в здешней степи лишь предполагалась. Но предполагалась основательно! Все не равнодушные к этому вопросу люди знали о целом ряде явно рукотворных курганов, расположенных в окрестностях Ипатово, дело оставалось за археологическими исследованиями. 
Раскопки так называемого могильника Ипатово-3, состоящего из 8 курганов, расположенных в 1 км от въезда в южную часть города, состоялись в 1998 г. До этого специалистами был вскрыт Золотарёвский курган, и они не зря рассчитывали на наличие в ипатовском объекте очень ценного исторического материала. 
Работы проводились экспедицией ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края (директор - А.Б.Белинский, начальник экспедиции - А.А.Калмыков), а ещё до их начала, при визуальном осмотре самого крупного кургана, получившего название Большой Ипатовский, обнаружился фрагмент амфоры из раннего железного века. В результате же многомесячных исследований этого сооружения было найдено 195 захоронений! 34 погребения учёные отнесли к эпохе бронзового века, 3 - к эпохе раннего железного века, 151 - к периоду царствования здесь ногайцев накануне массового появления русского населения. 
Итоги раскопок превзошли самые смелые ожидания, и если их проведение заняло 12 месяцев, то описание работ, изготовление рисунков, фотографий, чертежей и реставрация уникальных изделий – не менее 3 лет. Исследования носили комплексный характер, для этого отбирались пробы грунта с целью проведения анализа климатических и почвенных изменений, проводились палеозоологические исследования, половозрастные определения костных останков людей, определялся возраст захоронений путем радиоуглеродного анализа. 
По анализам почв, взятых из погребений, была установлена динамика местного климата. В результате выяснилось, что в момент возникновения кургана климат был резко засушливый и более сухой, чем сейчас. Пик жары - в период XXIX-XXV веков до нашей эры. Затем наступил период жаркого климата с колебаниями в сторону увлажнения. Следующая его фаза связана с наиболее благоприятными условиями произрастания растений – влажными и более прохладными. Тогда на ипатовской территории имелись небольшие рощицы из чёрной ольхи, дуба, вяза, сосны и клёна. Травянистые растения были представлены полынями, злаковыми, разнотравьем.
Древнейшее погребение, обозначенное специалистами номером 187, по обряду было отнесено ими к энеолиту, к местным немайкопским племенам, и датируется ранним бронзовым веком (XXXV- XXXIV века до нашей эры). 
Уникальность следующего по хронологии парного погребения ямно-майкопской культуры (XXXIV-XXXIII век до нашей эры) заключается в самой форме погребения и в наличии антропоморфной стелы, символизирующей божество. Эта находка значительно расширила к востоку распространение первобытной скульптуры и связанных с ней мифологических представлений, ранее ограниченных Северным Причерноморьем.
В погребениях №32 (XXXIII век до н. э.), №168 (XXXV век до н. э.), №186 (XXVII-XXVI век до н. э.) экспедиция нашла остатки колёсного транспорта (эти захоронения, как и все остальные в могильнике, археологи отнесли к категории элитных погребений). Причём объект №32 - один из наиболее древних захоронений с двухколёсным транспортным средством в евразийской степи! По своим конструктивным особенностям такой двухколёсный экипаж вполне мог служить праобразом колесницы…
Особое внимание учёных привлекла четырёхколёсная повозка в погребении №168. В ней явно прослеживалось поворотное устройство, диаметр передних колёс был меньше задних, посередине передней оси имелось вертикальное отверстие. Основные принципы конструкции такого поворотного устройства в гужевом транспорте используются до настоящего времени! 
Из Большого Ипатовского кургана было извлечено большое количество погребального инвентаря: посуда, украшения, оружие, предметы быта. А эпоху бронзового века замкнули погребения, совершённые в неглубоких ямах, со «скорченными на боку» скелетами. Они относятся к памятникам позднего бронзового века (XIV-IX век до нашей эры). 
По материалам исследований учёные пришли к выводу, что затем курган долго не использовался для погребений. Хотя было достоверно известно - в период с IX по III век до нашей эры в Предкавказье безлюдье не царило. В тот период на Северном Кавказе властвовали военизированные орды степняков-кочевников - полумифические киммерийцы, скифы, после ухода которых на запад, в Северное Причерноморье, бал в степях Предкавказья правили сарматы. 
С сарматами связано самое известное погребение Ипатовского кургана - погребение сарматской «принцессы», относящееся к III веку до нашей эры. Рост девушки-«принцессы» был примерно 160 см, облик - монголоидной расы. О том, что эта особа являлась представителем знатного рода, говорили лежащие рядом вещи - две золотые подвески-колечки из тонкой проволоки, золотая пектораль, свитая из шести толстых полых трубок. На петельках к одному концу её крепились замок из таких же трубочек с золотой иголкой, запирающей шейный обруч, и тончайшая золотая цепочка. Концы трубок были инкрустированы вставками голубоватого стекла, изображавшими хищников.
 Обе руки погребённой украшали массивные золотые браслеты в шесть витков из сплошного металлического прута. Их окончания также были оформлены в виде изображений хищников. На пальце левой руки – золотой перстень, сделанный из греческой монеты. Дужка перстня регулировалась под размер пальца. Золотой перстень правой руки был проще. Здесь же находилась деревянная чаша, обитая тонкой золотой фольгой. У ног «принцессы» хоронившие её люди оставили круглую золотую бляшку с инкрустацией на внешней стороне. 
Помимо этих довольно крупных золотых украшений в могиле сохранились мелкие золотые бусинки, а также золотая спиралька, бронзовые предметы туалета. Загадку задала бронзовая булавка, похожая на шпильку со шляпкой, чем-то напоминающая длинный кровельный гвоздь, обложенная золотом и украшенная орнаментом. В захоронении обнаружилась масса амулетов-подвесок и простых украшений, тлен дорогой ткани сиреневого или фиолетового оттенка, пронизанный тончайшими обрывками золотых нитей, а также короткий скифский меч в кожаных ножнах – акинак. Железо поржавело, но оружие сохранило свою форму. 
Данное захоронение относится к рангу редких по богатству могил степной знати. По весу золотых вещей оно входит в число самых значимых и обильных драгоценным металлом погребений такого рода на юге Восточной Европы, по исторической же ценности археологические находки вообще бесценны!

Сарматы властвовали в Предкавказье примерно с III века до н.э. до I века нашей эры, а ослабели после войн Рима на Кавказе. На смену им сюда пришло могущественное военно-политическое объединение алан, которые вместе с гуннами и готами пронеслись по Европе и Северной Африке, участвовали в одном из разгромов Рима. В Предкавказье аланы царили до 2-й половины VII века, затем были вытеснены из степей хазарами, которые образовали крупное полиэтническое государство – Хазарский каганат. 
Ставропольское плато являлось одним из провинциальных районов Хазарии, и здесь же обозначила свои интересы молодая и набиравшая силы Русь. В 966 г. киевский князь Святослав разгромил столицу Хазарии, находившуюся в 15 км от нынешней Астрахани, опустошил хазарские города. А затем двинулся на Таманский полуостров и основал там Тмутараканское княжество, сыгравшее важнейшую роль в дальнейших межгосударственных отношениях соседей по региону. Путь войск князя Святослава из Астрахани в Тамань в 968-969 г.г. пролегал по довольно широкому коридору и захватывал и территорию нынешнего Ипатовского района. 
Хазарский каганат тогда прекратил своё существование. После этого аланы вновь воспряли и расширили свои северные границы, пытались контролировать всё Предкавказье. Но из-за Каспия сюда в конце XI-начале XII века перекочевали половцы и кипчаки. Широко известные «каменные бабы» этих народов, являющиеся классическими их памятниками, разбросаны по южнорусским и северокавказским степям. Обнаружены они были и в окрестностях Ипатово. 
Несмотря на взаимные претензии, аланы в союзе с кипчаками в XIII веке оказали ожесточённое сопротивление монголо-татарам. Однако затем в результате предательства кипчаков были разбиты и ушли в горы. Со второй половины XIII века весь степной край входил в состав Золотой Орды, значительную часть населения которой в Предкавказье составляли кипчаки, ассимилировавшие в своей среде монголов. 
В конце XIV века, когда Золотая Орда стала приходить в упадок, из неё выделилось войско темника Ногая, от которого и произошёл этноним «ногайцы». Ногайская орда распалась в середине XVI века на Большую и Малую орды. Кочевья Малой находились на территории Предкавказья и Приазовья. Обнаруженные в Большом Ипатовском кургане захоронения ногайцев косвенно подтвердили народную молву о могиле их князя Чемрека, захороненного где-то здесь.
Ногайцев очень устраивала Предкавказская степь - вдоволь корма их животным и коням! Однако в начале XVII века им пришлось потесниться. В Россию перекочевали западные монголы-ойраты, процесс их вхождения в состав нашего государства был закончен в 1657 году созданием Калмыцкого ханства в низовьях Волги. Ханство существовало до 1771 года. Степь на юге им была отмерена до правого берега Егорлыка, на левом начинались ногайские владения. Два этих народа не всегда уживались в добрососедстве, и у них происходили локальные конфликты из-за пастбищ и урочищ. 
Территория будущего Ипатовского района в ХVIII веке находилась в пределах Калмыцкой степи, существовавшей в следующих ориентирах: а) ниже Царицы; с севера на восток к Волге от Харабли до Астрахани по луговой стороне Волги; б) по берегу Каспия и нижнему течению Кумы; в) южная черта кочевий – берега рек Мокрая Буйвола и Калаус; г) от рек Кугульта и Сандата, на западе – от реки Егорлык до Маныча.
Пространства южнее Калмыцкой степи первые две трети ХVIII века не были российскими, граница нашего государства тогда проходила по Егорлыку, земли ниже его и до Кубани являлись восточным крылом Крымского ханства, а на всё Предкавказье активно претендовала могущественная Турция. В 1774 году, после первой русско-турецкой войны, между двумя государствами был заключён Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому от Османской империи отошло Крымское ханство, Керчь и Азов признавались русскими форпостами, Россия получила право иметь свой флот на Чёрном море. 
Соответственно российской стала и вся Предкавказская равнина. Но это надо было ещё закрепить, и управляющая страной Екатерина Великая с подачи военных специалистов приняла решение выстроить знаменитую теперь Азово-Моздокскую оборонительную линию, состоящую из крепостей, расположенных большей частью во владениях кочевников: Святой Екатерины (ныне – станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии), Святого Павла (г. Новопавловск), Святой Марии (у современного посёлка Фазанного Кировского района Ставропольского края), Святого Георгия (ныне - г. Георгиевск), Святого Александра Невского (с. Александровское), Святого Андрея (с. Северное), Ставропольской (г. Ставрополь), Московской (с. Московское) и Донской (с. Донское). 
Эта линия с крепостями, редутами и форштадтами возле них фактически и вызвала появление первых населённых пунктов Ставрополья. Необходимость в ней очень скоро исчезла, так как граница отодвинулась южнее – к Кубани и далее, но в качестве гражданского «субъекта» исторической реальности линия осталась и сыграла важнейшую роль в освоении здешних мест. В конце XVIII-начале XIX веков по ней проходил Черкасский тракт, являвшийся частью тракта Санкт-Петербург – Тифлис, по которому перемещались и грузы, и люди, и корреспонденция. И гражданские, и военные. 
От Царицына же (нынешнего Волгограда) к Ставрополю вёл Царицынско-Ставропольский тракт. Он шёл от Дубовского посада (современная Волгоградская область) вдоль земель Войска Донского (Ростовская область и Калмыкия) и заканчивался у стен Ставропольской крепости. Примечательно, что этим путём и передвигались в 1777-1781 г.г. хопёрские казаки из своей Новохопёрской крепости на Азово-Моздокскую линию для её обустройства и несения здесь воинской службы. Тракт затем получит развитие, и в числе трактовых сёл будут называться сёла Дивное, Винодельное, Рагули, Дербетовка. 
Попытки заселения Царицынского тракта славянами предпринимались с 80-х годов XVIII столетия. Указом царицы от 9 мая 1785 г. «О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской» вдоль трактов на расстоянии от 15 до 30 вёрст друг от друга предписывалось учреждать новые селения, их жителям полагались пособие в размере 20 рублей на каждый двор, ряд других льгот, однако по Царицынскому тракту дело долго не получалось. Не изъявляли желания вести оседлый образ жизни и образовывать селения и калмыки, привыкшие кочевать и не хотевшие лишаться целины, выделяемой для населённых пунктов.
В 20-х годы XIX века процесс заселения Калмыцкой степи украинскими и русскими крестьянами сдвинулся с нулевой отметки, но протекал весьма хаотично и не в тех масштабах, которые нужны были правительству. Лишь когда в 1846 г. последовал Указ императора Николая Первого «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии», ситуация изменилась. Указ не был выполнен в полном объёме, но он послужил образованию Винодельного, Дербетовки, Дивного, Предтеченского, где уже тогда имелись казачьи кордоны-посты, охранявшие довольно интенсивное передвижение по основным дорогам Калмыкии. Изначально эти поселения именовались станицами, а после вхождения территории в состав Ставропольской губернии в 1860 г. (до этого она принадлежала Астраханской губернии) официально обрели статус селений.
С 1860 года началось интенсивное образование населённых пунктов во владениях будущего Ипатовского района. Губерния заинтересована была в их скорейшем во всех отношениях «взрослении» и помогала им. Активно подтягивались и сами поселения, одни жители которых владели опытом старых губерний России и Украины, откуда они сюда приехали, другие – опытом жизни в Ставропольской губернии.
Поначалу все активно занялись скотоводством. Скот содержался на подножном корме круглый год. Каждый крестьянин мужского пола получал надел земли довольно приличных размеров – 13,3 десятины (примерно 14,5 га). К концу XIX века в связи с ростом численности населения земельный надел на душу населения составлял 7 десятин (7,63 га). При этом состоятельные крестьяне, имевшие сыновей, старались записать мальчиков «на землю» как можно раньше, чтобы увеличить свой надел. Бедные крестьяне, которые не могли сами обрабатывать свой надел из-за нехватки орудий и тяглового скота, старались подольше не записывать своих сыновей, чтобы не вносить за них подать – 9 рублей в год. 
По весне начиналась вспашка целины. Для её подъёма использовали тяжёлый с передком украинский деревянный плуг, обитый железом. Пара волов не могла его тянуть, поэтому использовали так называемую «супрягу» - 6-8 пар волов. Позже на ранее вспаханных землях можно было использовать уже лёгкие плуги и сохи из дерева. Поля обрабатывались деревянными боронами. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо. Хлеба косили косами, реже – жали серпами. Снопы молотили цепами. 
Каждый год приносил крестьянам новые испытания. То восточный ветер «астраханец» выдует почву вместе с семенами и иссушит на корню посевы, то град безжалостно уничтожит хлебные нивы, то разразится чума среди скота. Зимы были снежными и суровыми. И только огромное трудолюбие и упорство позволили выжить славянам в те трудные времена, да навыки кочевников помогли. Из общений с ними крестьяне приобрели огромный опыт сосуществования с природой – могли объяснить природные приметы и явления, определить оптимальные сроки сева и уборки урожая и то, какими будут следующие времена года. Народ жил по своему земледельческому календарю, по своей сути являвшемуся энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями и включавшему в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, религиозные праздники, нормы общественной жизни. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, представляли собой большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, народные костюмы. 
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie